Что же такое нормальный детский сон?

Собирая материалы для книги, мы читали научную литературу, посвященную детскому сну и ночному пробуждению. Даже нас (хотя наши дети очень плохо спали) удивило то, как часто грудные и начинающие ходить дети просыпаются ночью и их приходится вновь укладывать.

Вот несколько ключевых цифр, полученных при исследовании сна обычных грудных детей:

  • В возрасте трех месяцев примерно 80 процентов детей просыпаются ночью и без помощи родителей вновь заснуть не в состоянии.
  • В возрасте шести месяцев примерно 75 процентов малышей регулярно просыпаются ночью и без посторонней помощи снова заснуть не могут.
  • В возрасте одного года около 50 процентов детей по-прежнему просыпаются ночью и не способны заснуть без посторонней помощи.
  • До четырех лет приблизительно треть детей по-прежнему иногда просыпаются в ночное время и не могут вновь заснуть без посторонней помощи.
  • Многие малыши, привыкнув беспробудно спать ночью, вновь начинают просыпаться, плакать и звать родителей, особенно в девятимесячном возрасте (когда формируется страх разлуки).
  • Другие дети, которые, по уверениям их родителей, крепко спят, на самом деле просыпаются и плачут, только на них никто не обращает внимания.

bebe-dormindИтак, если человек крепко спит, то не надо говорить о нем, будто он «спит как младенец», ибо последние редко спят «беспробудно и тихо». По словам детского психотерапевта и автора Марго Сандерленд, «…грудные дети спят чудовищно мало. Когда мы это осознаем, тогда, может быть, перестанем видеть в бодрствующем ночью ребенке доказательство родительской несостоятельности».

Совершенно ясно, что внушаемое родителям представление о детском сне и собственно детский сон — это далеко не одно и то же. Большинство детей, у которых, как говорят, наблюдаются нарушения сна, на самом деле поступают так, как им положено, то есть просыпаются ночью и зовут на помощь родителей.

Почему грудные дети нуждаются ночью в помощи?

Грудные и начинающие ходить дети нуждаются ночью в помощи по многим причинам. У одних малышей они имеют общий характер (например, потребность в пище, ласке и внимании), а у других — более индивидуальную окраску (например, рефлекс, пищевая аллергия или присущая многим нервным детям неврологическая незрелость).